Изменения в аттестации педагогических работников в 2019 году

Время чтения ≈ 4 минут

В 2019 году продолжается реформирование системы образования в Российской Федерации, и последние изменения, вводимые Правительством направлены на ее дальнейшую оптимизацию. Как и любые новшества, проводимые в законодательном обеспечении, они встретили недовольство среди консервативно настроенных педагогов, которых абсолютно устраивает и нынешнее существующее положение.

Целью стартовавшей новой аттестации педагогических работников является кардинальное положение в деле роста молодых кадров, которые вынуждены существовать на мизерную зарплату, в то время как отработавшие в школе длительный срок, обладают куда более существенными денежными прерогативами.

Суть принятых инноваций

Аттестация педагогических работников претерпела существенные изменения, по сравнению с тем, как она проходила еще в 2018 году. В 2019 году стартует проведение Национального квалификационного теста для определения профессиональной пригодности каждого педагога, работающего в средних образовательных учреждениях. Около 70% вопросов в проводимом тесте будут касаться знаний в области преподаваемого предмета. Остальные проверочные задания коснутся педагогики, психологии, методики преподавания и психологии развития.

Изменения в аттестации педагогических работников в 2019 году
Аттестация педагогических работников

Особенную новизну в самом факте необходимости проведения аттестации педагогических работников усмотреть сложно: работники сферы образования и ранее проходили повышение квалификации, в ходе которого готовили отчет (портфолио). В 2019 году предпринимается попытка видоизменить эту процедуру.

Последние изменения внедряются с целью проверки не только достижений, но и профессиональных знаний педагога по профильному предмету:

  1. Ранее существовал порядок, согласно которому человек мог только подтвердить уже существующую категорию, или подняться выше на одну ступеньку.
  2. Ограничения, вводимые на временные промежутки между аттестациями, предполагали для молодого и перспективного работника длинный и трудный путь к карьерному росту, получению денежных надбавок и бонусов.
  3. Ему необходимо было отработать 2 года после вуза, а затем каждые пять лет претендовать на более высокую категорию. Чтобы достичь приемлемого уровня зарплаты, в школе необходимо было отработать около 17 лет.
  4. Результатом действия наработанной системы оценки стал отток из образовательных учреждений молодых и перспективных кадров, выбиравших род деятельности по призванию, но вынужденных менять сферу из-за низкого финансового обеспечения.
  5. Получение более высокой категории могло бы исправить этот существенный недостаток профессии, но необходимо было отработать 7 лет (2 года после окончания учебы, не подлежащие оценкам, и еще пять – чтобы претендовать на повышение).
Изменения в аттестации педагогических работников в 2019 году
Принципы проведения аттестации

Последние новости 2019 состоят во введении возможности повышать свою категорию не только в установленный срок, но и по желанию, досрочно. Претендовать на любую, а не только расположенную рядом ступеньку оценки, если молодой педагог чувствует, что обладает достаточным уровнем знаний, чтобы пройти Национальный Квалификационный тест, дающий право на ее присвоение. Успешное преодоление проводимого профэкзамена даст возможность получать более высокую оплату.

По сравнению с минимальной тарифной ставкой, максимальная выглядит достаточно внушительно, но теперь для ее обретения не требуется высиживать долгие годы. Можно просто усиленно работать над собой и при хорошей подготовке перескакивать через ступеньки карьерной лестницы.

Изменения в аттестации педагогических работников в 2019 году
Виды аттестации

Краткая сущность пересмотра системы

Вводимые изменения позволяют претендовать на более высокую категорию не просто по желанию педагога, а при наличии определенных достижений в профессиональной сфере. Основанием для досрочного выхода на внеочередную ступеньку будет служить рейтинг, насчитываемый по разработанной в министерстве методике.

Для получения баллов нужно не просто показывать высокую успеваемость учеников, но и активность педагога в получении профессиональных знаний, освоении прогрессивных методик и концептуальных подходов.

Изменения в аттестации педагогических работников в 2019 году
Баллы по аттестации

На закономерные опасения учителей старой закалки о том, что у них могут возникнуть сложности с прохождением НКТ, в Министерстве образования ответили заверением, что никаких увольнений для проваливших не предусмотрено. Это будет сигналом для самого Министерства. Тех, кто не располагает достаточным багажом знаний по преподаваемому предмету, будут отправлять в Институты повышения квалификации, очные, или дистанционные. А после этого педагог снова пройдет тестирование, но уже не на повышение категории, а на соответствие уже имеющейся.