Федеральный закон об образовании в РФ — основные положения

Время чтения ≈ 5 минут

Во всем мире образовательная система регулируется законодательными нормами. Россия в этом отношении не исключение. Федеральный закон об образовании в РФ № 273 был введен в сентябре 2013 года. Ему предшествовали закон «Об образовании» № 3266-1 от 1992 года и ФЗ № 125 «О высшем профессиональном образовании». Поскольку эти нормативные акты иногда вступали в противоречие между собой, было принято решение разработать единый закон, охватывающий всю структуру.

Федеральный закон № 273 принят 29 декабря 2012 года, вступил в сентябре 2013 года
Федеральный закон № 273 принят 29 декабря 2012 года, вступил в сентябре 2013 года

Основные принципы закона об образовании РФ

ФЗ РФ номер 273 предусматривает реализацию права всех граждан страны на получение образования, а также создание условий на его получение со стороны государства. Политика государства базируется на следующих принципах:

  1. Образование должно быть в приоритете.
  2. У каждого гражданина есть равные права в отношении получения знаний. Любая дискриминация недопустима.
  3. Должны создаваться такие системе обучения, покрывающие запросы всех слоев населения.
  4. Принцип единства системы обучение на территории всей страны, при исключении нарушения прав и свобод этнических меньшинств в рамках многонациональности Российской Федерации.
  5. Гарантия свободной интеграции системы получения знаний РФ с аналогичными системами иных государств, в равной степени и на выгодных для всех сторон условиях.
  6. Характер получения знаний в учреждениях не должен пересекаться с религиозными убеждениями, а религиозные структуры не должны намеренно на него влиять.
  1. У каждого гражданина есть свобода выбора получения образования в соответствии с его личными склонностями и талантами.
  2. Право на получение знаний сохраняется за гражданами РФ в течение всей жизни. Система адаптируется в соответствии со способностями и подготовкой отдельных индивидуумов.
  3. За работниками сферы образования закрепляются некоторые специальные права и привилегии в соответствии с ФЗ № 273, все организации, оказывающие образовательные услуги должны быть транспарентны, и предоставлять публичную отчетность.
  4. У педагогов, учеников их родителей или опекунов должна быть возможность влиять на процесс обучения.
  5. В образовательной системе должна присутствовать, здоровая, адекватная конкуренция.

Исключением из шестого пункта являются образовательные учреждения, предоставляющие религиозные знания, например, духовные семинарии.

Ежегодно представители правительства обязаны предоставлять доклад о соблюдении данных политик закона № 273 Федеральному собранию РФ. Он публикуется в свободном доступе в сети на сайте правительства.

Доступное образование для всех
Доступное образование для всех

Общие положения закона

Общие положения закона об образовании включают в себя девять статей. Они описывают:

  1. Объект регулирования, в отношении которого должен действовать данный федеральный закон.
  2. Базовые понятия, применяемые в рамках рассматриваемого закона.
  3. Базовые политики государства в отношении прав и методов регулирования системы получения знаний.
  4. Правовое обеспечение работы систем в сфере обучения.
  5. Гарантии предоставления равных прав на получение знаний со стороны государства.
  6. Полномочия подразделений федеральной, местной и областной власти контроля и обеспечения стабильного функционирования отрасли.
  7. Полномочия подразделений власти, контроля и обеспечения стабильного функционирования отрасли на уровне субъектов федерации.
Образование — это право
Образование — это право

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

Оформление ключевых функций входящих в школьный кодекс РФ позволило запустить процесс слаженного, а главное, эффективного развития всей образовательной системы. Данное положение закона состоит из следующих пунктов:

  1. Базовые описания процессов работы системы обучения и всех входящих в нее структур и функций.
  2. Управление процессами систем бюджетного и платного образования.
  3. Согласование всех процессов документооборота в системе образования.
  4. Все граждане имеют право самостоятельно выбирать, чему обучаться.
  5. Права граждан других государств на получение образования на территории Российской Федерации.
  6. Распределение полномочий и инструментов контроля между органами исполнительной и законодательной власти на разных уровнях.
  7. Поощрение различными способами граждан, проявляющих особые успехи в обучении (премии, стипендии и прочее).
  8. Права и обязанности при обучении педагогов, учеников и их законных представителей.
  9. Описание структуры образования.
  10. Принципы работы сектора развития в системе обучения.

Любые дипломы и сертификаты о прохождении обучения всех уровней должны котироваться на территории федерации.

Ключевые функции института образования
Ключевые функции института образования

Дополнительное образование

Данный пункт закона подразделяется на два пункта:

  1. Образование для детей и взрослых.
  2. Профессиональное дополнительное обучение.

Первый пункт включает:

  1. Задача дополнительного обучения взрослых и людей заключается в развитии творческих способностей граждан, формировании образа жизни с точки зрения культуры и здоровья, организации лишнего времени.
  2. Дополнительное обучение делится на общеобразовательное и предпрофессиональное.
  3. К общеобразовательным программам должны имеет доступ все граждане без исключения.
  4. Образовательные организации самостоятельно регулируют порядок и сроки прохождения обучения.
  5. Все моменты воплощения в жизнь дополнительного образованию регулируются статьями 83 и 84 данного закона.
Дополнительное образование не менее важно, чем основное
Дополнительное образование не менее важно, чем основное

Последняя редакция закона — основные нововведения

Изменения 2019-2020 годов завершили базовые моменты развития закона об образовании. Главные поправки были внесены в отношении:

  • создания онлайн-обучения с проведением уроков удаленно;
  • снижено количество обязательных документов отчетности;
  • были убраны вторые и третьи смены в большинстве средних школ;
  • внедрение федерального института повышения квалификации педагогов;
  • обозначены приоритеты русского языка и литературы для всех субъектов РФ, проверка которых осуществляется Тотальным диктантом;
  • лицеи и гимназии теперь являются общеобразовательными, что делает обучение доступнее;
  • появилась возможность составления индивидуальных программ обучения, в случае, если ученик по уважительной причине неспособен посещать образовательное учреждение;
  • отменены льготы для сирот при поступлении в ВУЗ, но при этом для них организованы дополнительные, бесплатные курсы подготовки;
  • оценка эффективности учителей теперь может быть удаленно, что позволяет избегать в будущем ненужного документооборота.
Все имеют право на обучение, вне зависимости от физического или умственного состояния
Все имеют право на обучение, вне зависимости от физического или умственного состояния

Федеральный закон об образовании в РФ № 273 это сильный и эффективный инструмент регуляции одной из важнейших систем государства. В будущем данный закон также будет подлежать изменениям в соответствии с новыми реалами.


Материал подготовлен редакцией сайта pensiyaportal.ru


Не потеряйте эту статью!